Размышляю. Гоголь Н.В. “Мертвые Души”

Жизнь всегда дает подсказки, нужно уметь их замечать. На слуху давно мелькают "Мертвые Души". Это произведение моей школьной программы, но мне совершенно не понятно, чего ждали учителя от неокрепшего сознания учеников. Для себя я понял, что только сейчас могу заметить то, о чем пишет Гоголь.


Одним из важных моментов для меня была дата написания 1835 - 1841. "Мертвые Души" прежде всего история, наша история, в которую, я надеюсь, не внесли больших изменений, хоть рукопись и прошла цензуру. Я очень хотел окунуться в те времена, с помещиками, крестьянами, чиновниками, почувствовать бурные описания героев на которые не поскупился Николай Васильевич.


Гоголь Николай Васильевич

Гоголь Николай Васильевич

Чичиков Павл Иванович

Чичиков Павл Иванович

Семён Семёнович (Пётр Петрович)

Хлобуев Семён Семёнович

(Пётр Петрович)


В нашей современной политической жизни сейчас особая активность. Людей начало возмущать положение тех вещей, которые были еще в 1835м году, судя по книге. Как ловко и аккуратно Гоголь связывает желание быть материально благополучным и способы достижения – хитрость, взятки, доносы, воровство и т.п.


Я никогда и не думал, что отмывание выделенных средств на строительство государственных зданий (Чичиков принимал участие) известно с тех пор. Прошло столько лет, а схемы стали законнее и это, несомненно, говорит о том, что процесс разрушения затянулся.


Чичикова (как и многих нынешних) легко понять. Он придумал для себя комфортный окружающий мир, который не в состоянии был достичь длинной, воспитывающей дух дорогой, а ведь жизнь каждый раз опускала его на землю стараясь направить на этот путь. Мы так редко воспринимаем удары жизни как нечто сделанное волей и разумом того, кто помогает нам искоренять эту антигармонию. Помогает нам понять где в нас живет хитрость порабощающая или оскорбляющая других людей. Мой опыт (с детства) показывает, что результат, достигнутый такими способами, слишком краткосрочен и бесполезен.


Если пройтись по поместьям, то видно как сильно зависело развитие крестьян от помещика. Например Тентетников Андрей Иванович, погрузившись в горестные размышления о мироздании вообще забросил всех и всё. И вначале слепой труд, а затем лень приводят лишь к тому, что мужики пьют, а бабы сплетничают (вот кстати то большинство, которое сейчас живет в городах, освободившись от помещичьих оков, так и не поняв зачем освободились)


И далее, для сравнения, помещик Костанжогло Константин Федорович, чей труд изо дня в день обогащал (духовно и денежно) не только его, но и всех кто жил, работал в его поместье, а также кормил Россию. Ему не интересны модные вещи, привитые Европой. Он не стремится стать богатым, но ему это удается. Николай Васильевич превосходно играет контрастами намерений Чичикова и Костанжогло, когда оба осматривают поместье Хлобуева с целью покупки, а Костанжогло еще и с желанием спасти земли от разорения.


Я не разочаровываюсь в природе планеты Земля, не смотря на то что люди её часть. Всё и все, кроме человека (как вида живых существ) живет гармонично. Невольно начинаешь задумываться, что научиться жить по закону вселенной это и есть наша задача. Ведь если победить такие сухие и бездумные качества как лень, наглость, самоуверенность, ненависть, агрессия, страх, жадность, желание властвовать, удовлетворять себя, то человекоживотные существа стали бы людьми. Я бы даже выделил бы СТРАХ как основу многих недостатков человека.


Выше я изложил небольшую, но главную для себя мысль, чтобы однажды вернуться и еще раз посмотреть на запись под другим углом. Конечно "Мертвые Души" одно из тех произведений, размышляя о которых можно было бы написать еще одну книгу... Но я не писатель.